İlisu Sultanlığı təməli 3 avqust 1563-cü ildə yaranmış (445 il əvvəl) və 26 avqust 1844-cü il tarixində (164 il əvvəl) Rus imperiyasının amansız işğalları nəticəsində istilaya uğramışdır.
В Кавказской войне елисуйцы приняли самое активное участие. В начале, правда они действовали на стороне Российской империи, хотя уже в 1832 г. вместе с имамом Газимухаммадом сражался в Гимринском ущелье и пал мучеником за веру елисуйский лезгин Нурмухаммад из сел. Ках. Позднее елисуйцы находились уже в рядах шариатской армии имама Шамиля. Лидером их был тогда Даниялбек, который ради установления на Кавказе исламской формы правления пожертвовал своим положением наследственного правителя богатой провинции с райским климатом. переселившись в суровые горы Ириба, он провел там более десяти лет, практически на хлебе и воде сражаясь за веру и свободу против победоносной императорской армии, наводившей ужас на европу, Турцию и Иран. Командиром шамилевского спецназа, осуществлявшего в те годы сложнейшие операции против царских войск в Закавказье, был знаменитый Бахарчи (БаIарчи – в переводе с аварского «Молодец») Елисуйский, о котором имеются конкретные сведения в русских и местных письменных источниках прошлого столетия. Известный Елисуйский, сын Абдулатипа (ГIабдулатIипил МухIамад), погибший в сражении с царскими войсками во время Ахтынского похода, предпринятого имамом Шамилем. Не остался незамеченным товарищами по газавату боец ирибского гарнизона Мусабек Елисуйский – выходец из дворянского рода.
Из числа елисуйцев, вынужденных покинуть родину после окончания кавказской войны, но все же сумевших добиться известности и за рубежом, можно упомянуть здесь боевого генерала османской армии Сайпуллу Елисуйского, который включен в турецкие энциклопедии.
Итак, мы видим, что елисуйцы были коренным восточно-кавказским этносом, имевшим генетически-родственное отношение к различным дагестаноязычным общинам. Этнос тот говоривший на аварском языке дал мусульманскому миру немало героев, солидных ученых и государственных деятелей. Жаль, конечно что елисуйцы исчезли в ХХ в. с лица Земли, практически растворившись среди азербайджанских тюрок и их сородичей-османцев, вследствие акций предпринятых различными не кавказскими силами.
Прежде всего следует отметить, что на елисуйских землях сохраняется и поныне достаточно много ценных архитектурных памятников эпохи христианства, как считают, оставшихся там от кавказской Албании. Не исключено, однако, что часть названных памятников, оставленных местными христианами, является наследи ем не только Албании, но и государства Сарир со столицей в горном Хунзахе, где памятники зристанской эпохи встречаются в большом количестве. Кстати, елисуйским «лезгином» далеких домонгольских времен был и великий первоязычный поэт Кавказа Низами Гянджеви, чей отец был из древнего селения Кум (Къум) Кахского района. кто же он был более конкретно – ахтынец ли, кумухец ли, цахурец ли, или кто-либо еще? – установить невозможно.
При поддержке иранских шахов, елисуйцы, чья обитель впервые упоминается в арабских текстах под 1494 г., начинаю уже с XVI века расширять свое влияние присутствие в Приалазанье – в равнинной части современного Кахского района, временно находившейся в руках грузин-кехетинцев. В ту эпоху во главе воинов – елисуйцев и их поступательного движения на запад стояли князья из сел. Хиц, располагавшегося в горном Лезгистане, которые сделали своей главной опорной точкой в горах неприступный Цахур. В связи с этим названные князья включили часть тогдашних цахурских храбрецов в состав своей дружины, трансформировавшейся со временем, в ходе реконкисты, в один из краеугольных камней при формировании владетельного – землевладельческого – класса в равнинной части Кахского района.
В начале XVIII века елисуйцы – совместно с джарцами, тальцами, цахурами и иными «лезгинами» Кавказа, – приняли самое активное участие в ликвидации иранского владычества на территории современного Азербайджана. Мало того, султаны Елису в течении какого-тол времени даже стояли во главе мощного анитииранского движения проходившего на землях, простирающихся между Белоканами и Шеки. В период же борьбы суннитов Восточного Кавказа против Надир-шаха в среде елисуйских «лезгин» имел место раскол. Часть их, группировавшаяся вокруг князя по имени Уцуми, стояла за Иран. А часть, переселившаяся временно на территорию Тленсеруха, героически сражалась на разных направлениях против афганских, узбекских, курдских и туркменских воинов Надира.
Итогом всего изложенного выше, было практическое исчезновение к концу 30-х годов XX века елисуйского варианта аварского языка, который, как рассказывают, отличался от литературного аварского отсутствием ряда специфически аварских звуков-латералов, усиленным «щелканием» и особенно большим количеством слов имевших прямые параллели в языках современного Лезгистана. Дело в том, что подавляющее большинство коренных елисуйцев, осело к тому времени в городах Азербайджана, а также на территории Турции, и вскоре начисто забыло язык предков, хотя и сохранило память о своих аварских корнях. Те же из них, кто переселились в район Закатал, как например Султановы – близкие родственники Даниялбека, если и знают аварский язык, тот лишь в местном, закатальском варианте. Последний, хотя и близок по многим параметрам к елисуйскому, но все же несколько отличен от него. Недавно, кстати, скончался в глубокой старости, наверное, последний потомственный елисуйцский «лезгин» знавший с раннего детства аварский язык. Это Имам Дашдемирович Мустафаев – бывший первый секретарь ЦК КПСС Азербайджана, крупный ученый, известный писатель, автор книги «Шамиль».
Огромной потерей для Кавказа, для исторической науки, для всех мусульман Российской Федерации является недавний уход от нас в мир иной известного кавказоведа, исламского политика, доктора исторических наук академика Хаджимурада Ибрагимбейцли – аварца по паспорту, потомка султанов Елисуйских, сына боевого офицера русской императорской армии, впоследствии советского генерала. Несколько слов об истории елисуйцев – особого этноса с само названием «лезгин» (лезгияв), сформировавшегося на базе нескольких дагестаноязычных групп, как закавказского, так и горно-дагестанского происхождения, существовавшего в виде воинской касты численностью 20-25 тысяч человек, говоривших на аварском языке.
Этническая деградация елисуйских «лезгин», а именно так они называли себя сами, подобно прочим закавказским аварцам, началась с разорения царской армией города Елису. Тогда, после открытого перехода вышеупомянутого султана Даниялбека на сторону имама Шамиля, большое количество наиболее смелых, религиозных и преданы своим традициям елисуйцев переселилось в чародинские горы. Там, в неприступной Ирибе, они построили мухаджирский лагерь, внутри которого находились вместе с ними ахтынские и кюринские борцы за веру. Второй этап в названном выше, печальном по своим итогам, этническом процессе начался после пленения Шамиля, когда царская администрация – с подачи грузинских дворян, жадно взиравших на благодатные земли закавказских аварцев, – начала вытеснять елисуйцев, особенно представителей княжеского рода, в Османскую империю. Третий этап – это эпоха установления советской власти в Азербайджане штыками солдат XI российской армии в рядах которой было тогда немало скрытых пантюркистов, и последующей коллективизации. Тогда коренное «лезгинское» население Елисуйского участка владевшее почти всей пригодной для пользования землей, имевшейся в горах, предгорьях и на равнине, подвергнуто было сильным притеснениям, отчасти даже кровавому террору. В результате, настоящие елисуйские «лезгины» в конце-концов разбежалось со своих родных земель – переселилось в Закаталы, Баку и другие города Азербайджана, частично были высланы в Сибирь, а частично вымерли. Те же из них кто и после этого всего остались в Елису, причем в весьма малом количестве, предпочли, в целях самосохранения, переделаться в тюрков-азербайджанцев, ибо с подачи Стамбула уже тогда азербайджанская элита твердо стояла на том, что мусульманское население Азербайджана, да и всего Кавказа, должна перейти с древних местных языков на азербайджанский.
Брачные же связи елисуйская знать поддерживала в те времена преимущественно с казикумухским ханским домом, для большинства представителей которого аварский язык был традиционно вторым родным языком. Здесь впрочем, следует отметить, что нередко и горные аварцы, получали знания, к примеру в области политических наук от елисуйских ученых. Так, последний начальник секретной службы имамата – широко известный Гаджиали Чохский считал своим учителем казана – Эфенди Елисуйского.
Вместе с тем, однако, среди елисуйских «лезгин» были всегда отдельные семьи и, видимо, целые сельские кварталы, в которых средством внутреннего общения служил цахурский язык. В данной связи следует отметить, что в силу исторических обстоятельств место и роль цахурского языка на елисуйских землях могли кое-когда существенно возрастать, но лишь на ограниченное время. Так было, к примеру, в 40-50 годы XIX века, когда многие коренные авароязычные елисуйцы превратились в мухаджиров – врагов Российской империи и переселились в горный Аваристан, а с другой стороны – царизм заставил тогда же цазурцев покинуто свои родные горы и поголовно перебраться в Закатальскую зону, в том числе на земли Елису.
Елисуйские аристократы, видимо, уже давно поняли, что им самим и их землякам – будь они местными «лезгинами» или недавними пришельцами из дагестанских гор, – угрожает огромный тюркский мир, давно сформировавший свои тайные центры, распространявшие тюркскую националистическую идеологию и тактику пантюркизма. С другой стороны – эта лидировавшая во всех отношениях группа елисуйского населения, веками стоявшего перед тюркским «морем» (последнее исподволь, в том числе через раятскую службу, постоянно грозило ликвидировать елисуйский этнос), пришла когда-то к мысли: целенаправленно культивировать аварский язык на своих землях, прежде всего в столице княжества – Елису. Для этого в Елису приглашались в прошлом ученые-алимы, которые в местном медресе вели учебны курс на аварском языке; особенно часто они прибывали с территорий нынешних Гунибского и Чародинского районов. Так, к примеру в числе ученых трудившихся Елису, обучавших молодых елисуйцев, особенно членов княжеского рода, родному языку были Газимухаммад Бацадинский (нач. XIX в.) и знаменитый Мухаммадтахир Карахский – будущий историограф Кавказской войны. Далее, дети знатных елисуйцев регулярно посылались для лучшего овладения аварским языком, для духовной и физической закалки в высокогорный Тленсерух, то есть в Чароду
Итак, перечисленные здесь, а возможно и некоторые другие, факторы, способствовали тому, что аварский язык – традиционное средство устного общения этнических дагестанцев, проживавших, промышлявших или творивших историю в Закавказье, – утвердился в далеком прошлом на елисуйских землях среди местного разноплеменного, дагестаноязычного (частью искони авароязычного) населения в качестве языка улицы, политической и религиозной жизни.